| ||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
![]() |
Телефонное право Перехват сообщений, отправляемых по проводным и беспроводным сетям - одна из самых актуальных сегодня тем. Нельзя сказать, что раньше никто не задумывался о том, что телефонные переговоры могут подслушать. Просто в последнее время с развитием систем связи значительно возрос объем передаваемой информации, в том числе и конфиденциальной. По телефону не только разговаривают, телефонные сети служат для передачи очень многого - информации о новейших технологических разработках и банковских операциях, номеров счетов и кредитных карточек. Предметом перехвата становятся не только и не столько разговоры, сколько потоки цифровой информации - электронная почта, данные, пересылаемые с компьютера на компьютер. Обычно опасаются происков злоумышленников, хакеров, конкурирующих фирм. Во многих случаях ущерб интересам фирмы наносят ее сотрудники. Но перехватывать потоки информации могут не только они, в первую очередь этим занимаются разведывательные службы многих государств, следственные органы. Конституция России гарантирует тайну телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Конституция имеет прямое действие, ее нормы могут применяться непосредственно, но в огромном большинстве случаев для регулирования правоотношений в разных сферах издаются законы, указы Президента, постановления Правительства, министерские и межминистерские акты и т. д. и т. п. Уже после принятия Конституции в юридический обиход вошло понятие ИНФОРМАЦИИ. Предметом защиты становится именно информация., а не просто переговоры, сообщения, переписка. Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" дает следующее определение: - информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Но попытаемся представить себе многообразие видов информации. "Сведения о..." могут содержаться в книгах, газетах, служебных документах, на дискетах, компакт-дисках, звучать по радио и ТВ, в телефонных и обычных разговорах. Огромное большинство информации относится к общедоступной и не требует защиты, но существует информация конфиденциальная, не предназначенная для посторонних. Вот какое определение ей дает закон: - конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Эту формулировку нельзя назвать удачной. Документированная информация - это письмо, обычное или электронное, телеграмма, факс и т. п. Но огромная часть информации, которой обмениваются люди, не относится к документированной. Недокументированная информация - это все возможные виды разговора: обычные - лицом к лицу, телефонные, переговоры по радио и мобильным системам связи. Получается, что закон их не защищает, точнее, все виды переговоров голосом, с применением технических средств или без них, не могут быть отнесены к конфиденциальным, хотя тайну телефонных переговоров наше законодательство должно защищать. От кого? Полгода назад в США были опубликованы некоторые документы Агентства национальной безопасности (АНБ), касающиеся разведывательной сети Echelon, созданной техническими службами разведок США и Англии. Система Echelon предназначена для перехвата переговоров, которые ведутся по мобильным телефонам. Она была создана в 1980-е гг., развернута по всему миру и может быть использована в принципе против кого угодно, за исключением стран-участников - США, Англии, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Сама по себе информация не нова, опубликованные документы пятилетней давности говорят лишь о том, что такая система существует и может использоваться для сбора сведений, передаваемых по мобильной связи. Но до сих пор США вообще отрицали сам факт ее существования. Теперь признано хотя бы это. Разумеется, военная и дипломатическая информация передается совершенно иными способами, значительно более надежными, чем сотовая связь. Однако с каждым годом объем информации, передаваемой по всем существующим системам мобильной связи, растет. В последнее время получили распространение такие виды услуг как "мобильная электронная почта", "мобильный Интернет". Если в последнем случае передаваемая информация обычно ограничивается несекретными сведениями, такими как новости, биржевые сводки и т. п., то по электронной почте нередко пересылают и конфиденциальные сообщения. Сейчас правительство Франции подало в международный суд иск против американских и британских спецслужб. Они обвиняются в шпионаже и перехвате переговоров сотрудников коммерческих фирм, дипломатов, членов кабинета министров. Приводится и пример. Утверждают, что информация, похищенная у Европейского консорциума "Аэробус", была передана американской фирме "Боинг", в результате чего последней достался контракт на сумму 35 миллиардов франков. До самого недавнего времени отечественным пользователям не приходилось опасаться по крайней мере наших, российских властей. Однако этим летом вышел приказ Министерства связи РФ (№ 130 от 25.07.2000 г.) "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования". Этот приказ обязывает операторов всех видов связи - телефонной, мобильной, радиосвязи общего вызова - устанавливать технические средства для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Отныне все операторы связи должны будут за свой счет приобретать оборудование для подслушивания переговоров своих абонентов, устанавливать его по планам и в сроки, согласованные с ФСБ, обслуживать его силами своего персонала, предоставлять для этого "специальные технологические помещения с необходимыми коммуникациями, гарантированным энергоснабжением, линиями, каналами связи и линейно-кабельными сооружениями" (п. 2.1 и 2.2 Приказа). При этом сам контроль переговоров осуществляют службы ФСБ, а операторы телефонных сетей даже не будут знать, кого из их клиентов прослушивают и на каком основании - с санкции прокурора, по решению суда или вообще без какого-либо законного повода. П 2.6. Приказа гласит: "Ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" несут руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых проводятся указанные мероприятия, операторам связи не предоставляются". Все решения органов власти, затрагивающие права человека, должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Этот приказ был зарегистрирован и вступил в силу. Вероятно, в Минюсте считают, что заставлять операторов связи платить за оборудование для подслушивания, а потом компенсировать затраты на оборудование за счет абонентов - ничему не противоречит. В некоторых странах существует подобный же порядок и, по их опыту, стоимость оборудования для подслушивания составляет десятки процентов от стоимости основного оборудования проводных телефонных станций. На сколько же телефонистам придется повысить тарифы для удовлетворения неуемной любознательности ФСБ? Впрочем, сейчас дело двинулось вспять. По иску журналиста газеты "Деловая Панорама" Павла Нетупского Верховный суд РФ 25 сентября рассмотрел дело о соответствии законодательству данного приказа министра и признал незаконным ряд его пунктов. Подслушивание телефонных разговоров и перехват электронной почты без санкции суда противоречит Конституции РФ. По неподтвержденным данным министр связи Л. Рейман уже отменил шесть (!) своих приказов, определяющих порядок внедрения СОРМ. Можно поздравить журналиста с успехом, но радоваться преждевременно. Ни у кого нет сомнения, что СОРМ так или иначе внедряться будет, вопрос лишь в том, насколько быстро и насколько секретно. Теоретически министр связи имеет возможность издать аналогичный приказ, но не опубликовывать его. Дело в том, что, хотя согласно Конституции все нормативные акты должны быть опубликованы, а неопубликованные применению не подлежат, существует юридическая лазейка. Официальному опубликованию подлежит все... кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При желании можно подогнать под "сведения конфиденциального характера" (а это значительно более широкое понятие, чем "государственная тайна") почти все. Во всяком случае, технические мероприятия по обеспечению оперативно-розыскной деятельности к конфиденциальным отнести можно безо всякой натяжки. Если министр Леонид Рейзман издаст приказ аналогичного содержания, но сколько-нибудь измененный по форме, как конфиденциальный документ, то журналист Павел Нетупский просто-напросто не сможет получить его текст. Единственная надежда на то, что Минюст после приговора суда этот приказ не зарегистрирует. Кроме того остаются фирмы - операторы и провайдеры телефонных сетей, которым неизбежно придется столкнуться с этим. Одна из них, "Деловая сеть - Иркутск", в начале июня уже судилась с министерством и успешно. Именно после того, как 8 июня Верховный суд признал неправомерным существовавший тогда порядок внедрения СОРМ, Министерство связи разработало упомянутый приказ, в котором эта процедура была несколько изменена. Другая возможность заключается в том, что ФСБ для внедрения СОРМ может и не пользоваться сотрудничеством операторов. Осуществлять перехват сообщений на телефонных линиях можно при помощи оборудования, расположенного за пределами станций, в случае проводной связи или же средствами радиоперехвата для беспроводных систем. Насколько это сложнее - вопрос скорее технический и финансовый. Во всяком случае, платить за это оборудование будут уже не операторы связи, а ФСБ, то есть налогоплательщики. |
|
![]() | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||
|