Прежде, чем применять Flash на
сайте, нужно семь раз отмерить. Оказывается, не все знают, что это такое.
Одни применяют Flash от необходимости, другие - от незнания. Дело в
том, что Flash - это не обычная растровая (gif, jpg, bmp и т.п.) картинка
и не html. А мультемидийная технология. Как у любой технологии, у этой
есть свои преимущества и недостатки.
Рассматривать Flash-технологию стоит
с нескольких позиций:
С точки зрения внешнего оформления и
культуры сайта;
С функционально-технической стороны;
С практической стороны.
Оформление и культура
сайта
Сайт - это как книга. Вы покупаете книгу, потому что ее сюжет
вам интересен или информация из нее вам полезна. Но не потому, что у нее
красивая обложка или известный автор. То время, когда изумленный
прогрессом интернетчик приходил на сайт, чтобы посмотреть, как там что-то
прыгает-летает-плавает прошло. Теперь людей заботит информация.
Flash препятствует восприятию
информации. Сайт, построенный на Flash больше напоминает игру для
новомодной приставки или телевизионную рекламу, когда сидишь и ждешь,
когда она закончится. В большинстве случаев это связано с изменением
привычного для пользователя хода вещей, например, вмешательством в
интерфейс, навязыванием анимации и даже звука. Сайт - не самоцель, он
существует для посетителя (кроме домашних страничек, которые их авторы для
себя же делают).
Функционально-техническая
сторона
Flash использует plug-in модули,
мультемидийные функции, на сегодняшний день не интегрированные в браузеры.
В силу присущих Flash-технологии свойств она имеет функциональные
недостатки. Наличие этих недостатков совсем не означает, что надо вовсе
отказаться от Flash. Просто с одной стороны на весы нужно положить
необходимость использования Flash-элемента, с другой стороны — его
недостатки.
Обесцениваются функции
браузера:
Регулировка размера шрифта. Изменять шрифт
средствами стандартных функций браузера нельзя. Поэтому шрифт у
посетителя будет таким, каким его задал дизайнер (для справки: все
дизайнеры обладают прекрасным зрением, делая шрифты мелкими и очень
мелкими);
Кнопка «назад». Она перемещает не к началу
сценария анимации, как ожидается, а на предыдущую страницу сайта, где
Flash-элемент еще/уже отсутствует;
Поиск по странице;
Гиперссылки лишаются важного качества -
изменяемости цвета в зависимости от движения по сайту посетителя.
Вспоминаешь, был ли ты на этой странице или нет. Таким образом,
затрудняется навигация по сайту в целом;
Вес страниц увеличивается в разы;
Навигация во Flash-сайтах часто
неудобна;
Сайты, построенные на Flash в большинстве
случаев некорректно работают в офлайне (т.е. когда страницы сайта
скачаны на компьютер пользователя и просматриваются в автономном
режиме).
По отношению к крупным
информационным сайтам, Flash обладает еще большим недостатком -
невозможностью индексирования текстов во flash-элементах. У сайтов,
полностью построенных на Flash, всегда низкая степень
релевантности.
Практическая
сторона
Кроме технических тонкостей, которые
увидит не каждый, Flash обладает рядом весомых практических
недостатков:
Flash-элементы имеют большой размер.
Мультимедийные возможности Flash широки, поэтому дизайнер просто не
удерживается, чтобы не поэксплуатировать их;
Flash-ролики создаются раз и навсегда.
Вместо этого можно уделить внимание более частому обновлению содержания
сайта;
Скачанные на компьютер Flash-сайты
отображаются некорректно. Информация, находящаяся во Flash-формате
недоступна (для закачки Flash-элементов требуется программное
обеспечение, которое обычно отсутствует у пользователя).
Прежде, чем применять Flash на
сайте, надо поставить себя на место пользователя: нужна информация; мало
времени; модемная скорость; трафик заканчивается.
Выводы
Flash противопоказан крупным информационным
сайтам (главная цель которых — погоня за посетителями);
Flash применим для малого сайта узкой
специализации (например, для сайта, чей адрес узнается с визитки его
представителя и только);
Использование Flash хорошо подходит
для рекламы и развлечений (баннеры, промо-сайты, игры);
Если можно обойтись без Flash, лучше
обойтись без Flash.