InfoCity
InfoCity - виртуальный город компьютерной документации
Реклама на сайте







Размещение сквозной ссылки

 

Ну можно ли все время их крутить!


Роман Соболенко, Издательские системы


Удивительно, насколько беспечно относится до сих пор большинство дизайнеров и верстальщиков, отвечающих за обработку изображений, к своему монитору. И это после того, как буквально все источники информации пытались убедить в необходимости точной настройки и калибровки дисплея. Ну сколько можно говорить, чем полезна попытка обеспечить максимальное приближение того, что вы видите на экране, к тому, что выходит из печатной машины? До бесконечности, похоже, придется повторять эти прописные истины. Скажите, видели ли вы, как в пасмурный день квалифицированный специалист крутит регулировки яркости и контрастности у своего монитора, чтобы, как он поясняет, "компенсировать влияние окружающего освещения на калибровку". Ничего себе приемчик! Видимо, стоит поговорить о самых доступных (к сожалению, такими уж их делают на заводе) пользователю регулировках на более привычном ему языке.

Яркость


Разумеется, вы прекрасно помните, как выглядит передаточная кривая в любом графическом редакторе. (В Adobe Photoshop это окно вызывается через меню Image/Adjust/Curves.) У этого графика две оси. По горизонтальной (x) отсчитываются входные значения. Вертикальная ось (y) соответствует тому, что мы получаем на выходе. Диапазон значений ограничен и одинаков для обеих осей. Если, проходя через некоторое устройство - им может быть как программный фильтр, так и монитор со всей его электроникой, - изображение не претерпевает изменений, мы имеет дело с прямой линией, начинающейся в нулевой точке (нуль соответствует черному цвету или отсутствию сигнала) и кончающейся в точке x =1, y =1 (единица означает максимальный уровень сигнала и белый цвет). Это идеальная передаточная функция, показанная на рис. 1. Что происходит при регулировке яркости? Передаточная линия просто сдвигается вдоль оси y , не меняя своего наклона. На рис. 2 показана передаточная линия при повышении яркости регулятором монитора, на рис. 3, как не трудно догадаться, - при уменьшении. Ничего нового? Да, в самом деле. Но обратите внимание, что в обоих случаях мы сталкиваемся с ограничением диапазона изменений выходного сигнала. Это означает, что сужается динамический диапазон картинки, которую мы видим на экране. И, что еще опаснее, полностью выхолащиваются света или тени, мы простоне видим деталей на этих участках изображения.



Контрастность


То ли это изменение считают более опасным, то ли просто руки не доходят, но регулятор контрастности трогают значительно реже. Возможно, из за того, что при этом не просто исчезают из вида деталив тенях и светах, но и все тона изображения меняются. Как и почему это происходит, опять таки прекрасно видно на графиках.

На рис. 4 показано положение передаточной линии при увеличении контрастности. Оставаясь наместе (если вы не успели поиграть регулятором яркости), линия поворачивается против часовой стрелки. В результате одновременно целые диапазоны теней и светов из входного сигнала на выходе передаются чистым черным или белым. Оставшиеся тона мы видим в неестественно растянутом динамическом диапазоне, с мощными тенями и светами.

При уменьшении контрастности линия поворачивается по часовой стрелке, как на рис. 5. Ситуация обратная, и мы видим изображение с сжатым динамическим диапазоном, при этом из него напрочь исчезают тени и света. Руки так и тянутся подправить картинку средствами Photoshop, но делать этого не надо - файл то в полном порядке!

Нелинейность и гамма функция


Такой регулировки вы не найдете в большинстве мониторов. С одной стороны, это хорошо - не собьют настройку по ошибке или по беспечности. Но, с другой, она совершенно необходима, если вы всеже согласны, что правильно настроенный (как минимум) и откалиброванный (как максимум) монитор является неотъемлемой и важнейшей компонентой издательской системы. Графики, о которых мы говорили, нарисованы для устройства с линейной передаточной характеристикой. Но таких устройств в природе очень мало, и компьютерный монитор к ним не относится. Как и сканер, и принтер, и вообще любое вводное или выводное устройство. Для таких устройств передаточная функция описывается уравнением y =xG , где G и есть величина гамма функции. Когда она равна 1. 0, мы имеем дело с линейным устройством, у которого передаточная функция y = x (что навход попало, то на выходе и появилось).

Значения гамма функции не представляют тайны. Для лазерных принтеров G лежит в пределах 1.8 2.0, для профессиональных мониторов величина G равна 2.2, для офисных дисплеев с менее качественными и стабильными по параметрам электронно лучевыми трубками - в среднем 2.8. Передаточная кривая для G =2.2 показана на рис. 6, A.

Вроде бы из за нелинейности передаточной функции не возникает таких проблем, как при смещении яркости или контрастности. Динамический диапазон картинки на экране не сужается, исчезновения деталей в тенях и светах также не происходит. Но тона ведь изображаются с существенным искажением. Например, нейтральный 50 процентный серый (x =0.5) на экране монитора появитсякак 78 процентный (y =0.22). Убедиться, насколько заметное искажение вносит нелинейность, можнов том же Photoshop.

Гамма коррекция


Эту операцию по настройке монитора часто называют также линеаризацией. Смысл ее в том, чтобы ввести во входной сигнал предварительное нелинейное искажение (рис. 6, B). Это искажение, суммируясь с нелинейностью монитора, должно обеспечить гамма функцию, равную 1. 0 (рис. 6, С). Тогда на экране мы увидим картинку с точно тем жепроцентным содержанием тонов, что и в файле. Компенсационные кривые не надо строить вручную. Обычно это делается программным способом. В драйверы новых графических плат часто можно просто ввести вручную величину G. Другой метод гарантирует более точные результаты и применяется в специальных программах калибровки. Смещая ползунок, вы должны обеспечить одинаковую яркость однотонного квадрата в центре с окаймляющим его фоном, состоящим из очень тонких черных и белых линий.

Гамма коррекция осложняется тем, что у люминофора каждого цвета - красного, зеленого и синего - гамма функция хоть и немножко, но отличается. Непривередливый пользователь может обойтись регулировкой по серому квадрату, но более точные результаты дает настройка по трем цветам отдельно.

Даешь калибровку

Чем чревато небрежное обращение с регуляторами яркости, контрастности и гамма коррекции, надеюсь, понятно. Даже немного сбив настройку, выувидите на экране картинку, которая будет страдать массой недостатков, отсутствующих у реального изображения. Пытаясь устранить их, вы нетолько зря угробите время, но, вполне возможно, окончательно уделаете исходный файл. С чем и поздравляю любителей подстроить монитор под погоду и время года.

Итак, каковы рекомендации?Для начала надо спомощью тестовых программ, например NokiaMonitor Test, правильно отрегулировать яркость и контрастность вашего монитора. Задача простая (вспомним графики) - изменяя эти параметры, вам надо постараться оттянуть концы передаточной кривой монитора как можно ближе к углам диаграммы. За счет этого вы получите наибольший динамический диапазон и избавитесь от усечения тонов в тенях и светах. Разумеется, пользуясь случаем, полезно проверить геометрию и сведение. Затем разберитесь, не дает ли возможности выполнить гамма коррекцию драйвер вашей платы. Если там есть такая функция, советую ею и воспользоваться.

В принципе, возможность настроить гамму привыводе изображения на экран обеспечивают многие графические и верстальные программы. Но в каждой из них этот процесс сопряжен со своими тонкостями. Да и зачем вам делать одну и ту же работу раз пять? Изменение гаммы в драйвере одинаково скажется на всех приложениях и в силу этого предпочтительнее. Или можно воспользоваться утилитой Adobe Gamma, которая входит в комплект Photoshop и потому, скорее всего, у вас уже есть. Нообратите внимание, что эта утилита простецки рекомендует при настройке яркости выкрутить до упора регулятор контрастности монитора и умалчивает, что с ним делать потом. Ведь и контрастность необходимо настроить.

Выполнив эти операции, постарайтесь больше нетрогать регуляторы на мониторе и не сбивать гамма коррекцию. Следует, правда, периодически проверять настройку монитора - хотя бы раз вполгода. И еще не забывайте, что сегодня речь шлане о калибровке дисплея, а лишь о нескольких входящих в эту "приятную" процедуру операциях. Так что прикиньте, стоит ли легкомысленно сбивать настройки. Может, лучше организовать правильное истабильное освещение вашего рабочего места?


Реклама на InfoCity

Яндекс цитирования



Финансы: форекс для тебя








1999-2009 © InfoCity.kiev.ua