InfoCity
InfoCity - виртуальный город компьютерной документации
Реклама на сайте







Размещение сквозной ссылки

 

А родимая все это время ховалась под самым боком

Сергей Голубицкий


Как-то раз в школьные годы отправили меня писать сочинение на городскую олимпиаду. Собралось человек сто старшеклассников, очень приятная тетя доверительно прочитала нам рассказ Вересаева, в котором художник решал столбовую задачу из арсенала «мозгов нации» на заре ХХ века: какая красота настоящая — та, что идеальна и безупречна, однако далека и холодна, или та, что тут у тебя под самым боком всю жизнь ховалась? У той, что под боком, и ноги кривые, и глаз косой, но главное — она твоя и родная. Короче, нужно было написать, что Вересаев чертовски прав, и что родная и близкая — это самая красота и есть, а идеальная и далекая — это происки врагов социализма.

Я, помнится, тогда глубоко и тяжко задумался, потому что мне лично по душе уже тогда была красота настоящая и идеальная, а под боком она или далеко — значения не имеет. Но очень уж хотелось победить на олимпиаде (тщеславным был мальчиком), поэтому вложил все свои эмоции в правильную версию и написал о неоспоримых достоинствах того, что хоть и рябое, но рядом. И представьте, занял второе место. Первое досталось одной девочке, которая пошла еще дальше и навела мост между красотой, которая рядом, и подвигом строителей Байкало-Амурской магистрали.

Как водится, эти мои «голубиные увертюры» непосредственно соотносятся с выбранной софтверной темой. Речь сегодня пойдет о программах деловой графики.

Деловая графика — это епархия неудавшихся художников. Есть такой тип людей, которые с детства страдают рисовальным синдромом вопреки абсолютному отсутствию хоть маломальских склонностей и талантов. Конкуренцию им могут составить лишь люди, лишенные слуха, однако упорно лезущие на сцену и хапающие любой микрофон, попавшийся на глаза.

Вот моя дорогая матушка: в десять лет на уроке рисования в московской школе она нарисовала уточку с четырьмя лапками и потом горько плакала от недоумения, когда учительница поставила — нет, даже не двойку, а единицу. Однако моя матушка хоть и жертва урбанизма (сельскую живность никогда в глаза не видела!), но не страдает рисовальным синдромом, поэтому та четвероногая уточка стала последним полотном в ее жизни. Неудавшийся художник — тот, кто потом всю жизнь продолжает, закусив нижнюю губу, рисовать четвероногих селезней и курей, причем выдает это за новую эстетическую концепцию. Львиная доля этих художников осела в корпорациях и мире бузинеса.

Поскольку хозяева бузинеса заказывают портреты у Шилова и иже с ним неоклассиков, то имеют хоть и туманное, но представление о том, что такое хорошо и что такое плохо с позиций безупречных античных форм. И потому четвероногих бройлеров у себя в офисе не потерпят. А что же делать тем, у кого рисовальный синдром? Руки-то чешутся. Так потребность в новой оригинальной форме художественного самовыражения реализовалась в виде деловой графики.

Деловая графика — это когда недостаточная убедительность запредельно затратного проекта компенсируется обильным рисованием диаграмм и графиков. В этом месте «Голубятни» я резко меняю тональность (нельзя же стебаться до опупения, в самом деле?) и беру серьезный станс. Итак.

Деловая графика помогает визуализировать идеи, что часто оказывается спасением в условиях «синдрома скучающего начальника» (ССН). ССН — очень распространенная штука, которая выражается в принципиальной невозможности руководящих работников вникать в детали деловых процессов. У этой невозможности две причины: либо негативная — когда босс просто ни хрена не соображает, либо позитивная — когда у босса нет времени. В любом случае, начальник смотрит скучающим бараном на выложенный на стол стостраничный проект и мысленно посылает вас к чертовой матери, а наяву просто херит вашу инициативу на корню.

Короче говоря, в условиях ССН бессмысленно подсовывать деловое предложение или разработку проекта преимущественно в форме букв. Куда полезней и эффективней подать дело визуально, в виде графиков и диаграмм.

То, что мне когда-нибудь понадобится использовать деловую графику, могло явиться лишь в ночном кошмаре. Правильно говорят в народе — не зарекайся. Жгучая потребность возникла при работе над моим Энроном [1]: разбирая одну из мудреных финансовых схем, затеянных Андрюшей Фастовым, — внебалансное финансирование с помощью целевой компании Кактус, я поймал себя на мысли, что уже и сам периодически начинаю путаться. Что же тогда говорить о читателе? «Нужно эту схему нарисовать!» — озарило меня. Нарисовать так нарисовать — никаких проблем, ведь даже дети знают, что в Ворде можно легко создавать квадратики, стрелочки и коробочки с текстом. Что, собственно, и нужно для диаграмм.

Как я горько ошибся! Если кто не верит, предлагаю попробовать самостоятельно воспроизвести схему, изображенную на этой странице, подручными средствами Ворда. Не сомневаюсь, рано или поздно это удастся — никто не спорит, у нас ведь и гланды умеют удалять анально. Однако моего представления о разумной мере усилий и временных затрат не хватило на то, чтобы рисовать диаграммы в Ворде. И Багира отправилась на охоту.

К большому сожалению Багиру заклинило раз и навсегда на шареварных отстойниках, и это стоило ей лишних двух дней поисков добычи. И на Tucows, и на DaveCentral лежит множество шареварных конструкторов диаграмм, один другого хуже. Причем самое печальное, что по описаниям — все они более чем адекватны, но как только устанавливаешь программу на компьютере, оказывается, что создавали ее такие же периферийные программисты, как и сами потребители их продукта, — пациенты с рисовальным синдромом.

Посему сберегаю читателю тучу времени и сообщаю: держитесь подальше от всяких ConceptDraw 1.7.1, Chartist 3.1, Diagram Studio 2.15, EDGE Diagrammer 4.1, Flow Charter 3.5 и Smart Cart 4.3.

И всё же я нашел, что искал! И должен сказать, счастлив до неприличия, поскольку впервые испытал на себе наркотическую привлекательность рисовального синдрома. Теперь самое время вспомнить Вересаева и его муть про идеальную красоту. Так получилось, что мой диаграммный фаворит произвел подлинную революцию в эстетических представлениях нашего народа: оказывается, бывает так, что красота по-античному безупречна и при этом — вот она — тут, совсем рядом, под самым боком! Зовут чемпиона деловой графики — Visio 2002! Да-да, это наш родной, близкий, совсем домашний мастдайчик! Продукт Микрософта, то бишь.

1

Какая незаслуженная несправедливость — потрясающий по удобству и функциональности продукт всенародного любимца напрочь обойден общественным вниманием. Достаточно сказать, что продавцы пяти подряд киосков слыхом не слыхивали ни о каком Visio. Правда, уже в шестом киоске мне повезло: все-таки народный любимец, куда ж денешься?

И снова беру серьезный станс: Visio 2002 поразил меня не столько безграничным инструментарием, сколько какой-то нечеловеческой легкостью применения. В нем все предельно просто и наглядно. Достаточно сказать, что ровно через две минуты после установки программы я уже вовсю рисовал энроновские схемы, а еще через пятнадцать — достиг высшего пилотажа: менял угол теней для коробочек с текстом и трехмерных стрелочек.

На создание схемы Кактуса ушло около получаса. На мгновение я засомневался: «А как же теперь все это переносить в текст книги?» Но после нажатия на Save As сомнения отпали сами собой: Visio сохраняет деловую графику во всех мыслимых и немыслимых форматах — превращаешь свое творение в обычный JPEG и вставляешь в Ворд. Лепота!


[1] — Я так много времени уделяю истории уничтожения этого Левиафана, что почти породнился с ним, — отсюда и «мой Энрон».
[обратно к тексту]


Реклама на InfoCity

Яндекс цитирования



Финансы: форекс для тебя








1999-2009 © InfoCity.kiev.ua