InfoCity
InfoCity - виртуальный город компьютерной документации
Реклама на сайте







Размещение сквозной ссылки

 

Fortissimo и Muse - 4-канальные звуковые карты


Сергей Толокунский, www.composter.kiev.ua


Введение


Можно написать потрясающий 3D-движок, нарисовать замечательные текстуры, создать интересные карты уровней, устроить грандиозную рекламную компания... однако будет ли кто-то играть в игру, обладающую всеми вышеперечисленными достоинствами, если в ней не будет звука? Я возьму на себя смелость утверждать, что трехмерный позиционируемый звук в играх давно уже перестал быть экзотикой: подавляющее большинство аудио карт имеют выход на 4 или больше колонок, программисты получили в свое распоряжение развитые звуковые API, а выбор многоканальных акустических систем настолько широк, что едва ли не каждый может найти для себя подходящий вариант. Тот, кто хоть раз играл в компьютерные игры с четырехканальным звуком, со мной согласится: качество реализации звуковых эффектов определяет уровень "геймплея" не в меньшей степени, чем качество графических эффектов.

Одним из основных факторов, который определит, насколько качественно и реалистично будут восприниматься звуковые эффекты в играх, является, конечно же, аудиокарта. В отличие от игровых видеокарт, выбор которых очень широк, спектр аудио карт, доступных в Украине, в общем-то невелик. Это различные вариации на тему Live!, по-прежнему доступные карты на базе чипов почившей Aureal, карты на основе ESS Canyon 3D, Yamaha 744/754 и поделки китайских производителях на более примитивных чипах.

С Live! все более-менее ясно: недешевые карты от известного производителя, с проверенным качеством звучания, и т.п. С Aureal, по большому счету, тоже понятно: компании этой больше нет, технической поддержки нет, новые драйверы могут появиться лишь стараниями энтузиастов. Поэтому, несмотря на все достоинства, посоветовать купить карту на чипах Aureal можно лишь тем, у кого хватит смелости устанавливать твики, патчи и надеяться, что и под Windows XP кто-нибудь когда-нибудь выпустит драйверы (может быть и сам Microsoft, обещали вроде). ESS Canyon 3D и Yamaha 744/754 -- неплохие карты, обладающие весьма неплохим соотношением цена/производительность (впрочем, в случае с Yamaha очень многое зависит от конкретного производителя).

Предпосылки


Но давайте займемся делом. Все эти рассуждения направлены лишь на то, чтобы перейти к описанию двух новых звуковых карт Hercules GameSurrond Fortissimo II и Muse XL, которые интересны уже тем, что являются альтернативой вышеперечисленным картам. Да и то, что производит их Hercules, внушает определенный оптимизм по поводу их качества и возможностей.

Предупрежу сразу: в этой статье вы не найдете ни амлитудно-частотных характеристик, ни спектров, ни анализа уровня шумов. И вот почему: обе карты ориентированы на игроков (Muse XL так точно), они не позиционируются как hi-end решения, меломанам и музыкантам они вряд ли будут интересны. Опять же, меломаны и музыканты наверняка ходят на другие сайты и используют звуковые карты явно не для борьбы с террористами. Поэтому я не стану загромождать материал сложными выкладками, а предложу ориентироваться на мои субъективные впечатления, сложившиеся после просмотра DVD-фильмов, игр с трехмерным позиционируемым звуком, прослушивания аудио компакт дисков и т.п. Считайте, что это end-user обзор.

Но почему Hercules? Ранее эта компания не была замечена в производстве звуковых карт, мы скорее привыкли видеть видеокарты этого производителя. Объясняется все довольно просто: как известно, Hercules был в свое время куплен Guillemot (русская транскрипция "Гиймо"). Видимо, PR-отдел этой компании решил использовать раскрученное имя Hercules и для звуковых карт. Собственно, а почему бы и нет?

GameSurrond Fortissimo II и Muse XL


Fortissimo II - box with card
Fortissimo II card
Из двух представленных карт Fortissimo II является более "серьезной" моделью. Он основан на чипе Cirrus Logic CS4624, который и определяет основные характеристики:

  • 20-битное квардрофоническое воспроизведение
  • 18-битный dual stereo вход
  • частота дискретизации до 48 КГц
  • поддержка API трехмерного позиционируемого звука Sensaura
  • программный синтезатор Yamaha S-YXG50

Довольно оригинально выполнены разъемы для подключения наушников, колонок и т.п. На задней панели находится разъем, к которому подсоединяется специальный кабель, входящий в комплект поставки. А вот он уже имеет отдельные разъемы для подключения наушников, двух пар колонок, микрофона и линейный вход. Обратите внимание на явное преимущество такого подключения: каждый внешний приемник сигнала имеет отдельное гнездо. Поэтому для того, чтобы, скажем, подсоединить наушники, не нужно отключать одну из пар колонок.

Кроме этого, на задней панели предусмотрены game port, оптический SP/DIF вход и выход. Честно говоря, эта карта по своей категории вряд ли предназначена для работы с внешними устройствами, имеющими оптический вход/выход. Однако такая возможность предусмотрена и ничего плохого я в этом не вижу -- в жизни всякое может пригодиться.

Muse XL - box with card
Muse XL - card

Вторая же карта -- Muse XL -- основана на более простом чипе: CMEDIA -- 8738. Этот чип наверняка многим знаком: китайские производители штампуют на нем дешевые карты огромными тиражами, а некоторые производители материнских плат используют его в качестве замены звуку AC'97. Ее можно рассматривать в качестве low-end решения -- четырехканальной игровой карты начального уровня:

  • 16-битное mono/stereo воспроизведение
  • частота дискретизации до 48 КГц
  • поддержка API трехмерного позиционируемого звука Sensaura
  • программный синтезатор Yamaha S-YXG50

В Muse XL гнезда расположены стандартно, на задней панели: два гнезда для подключение двух пар колонок, микрофон, line-in, game port.

Обе карты поставляются в retail варианте, в красивых коробках. Muse XL вдобавок укомплектована наушниками. Подойдут ли они для игрока? Безусловно, и наличие басов определенно играет свою роль. Подойдут ли они для меломана? Очевидно нет, но никто от них этого и не ожидал. Старшая модель наушниками не комплектуется.

Порадовал богатый набор софта, поставляющийся с обеими картами. Большой выбор разнообразных синтезаторов, drum-машина, фирменный проигрыватель media-файлов, Kool Karaoke... И, наконец, изюминка -- полнофункциональный софт DVD-плейер PowerDVD 3.0, поддерживающий downmix сигнала 5.1 на 4 колонки.

Sensaura


Общая черта черта обеих карт -- поддержка ими звукового API Sensaura. Думаю, здесь нет смысла описывать это API в деталях, тем более, что это уже сделал Дмитрий Поленур в своей статье, посвященной технологиям 3D-звука. Скажу лишь, что по сравнению с A3D и EAX, Sensaura имеет более широкие возможности, а самое главное -- на уровне драйверов могут быть реализованы конверторы, преобразовывающие вызовы A3D и EAX в Sensaura. На сегодняшний день поддерживаются EAX 1.0, EAX 2.0 , A3D 1.0, а вот A3D 2.0, увы, нет. Игры, для которых Sensaura -- "родной" API, автору пока неизвестны. Правда, можно ожидать, что после выхода игровой приставки Microsoft XBox, игры, поддерживающие непосредственно Sensaura, будут появляться пачками.

В работе


Начнем с драйверов. Инсталляция под Windows ME прошла в обоих случаях успешно. Правда некоторые пользователи жалуются на проблемы, которые возникают с драйверами карт на CM 8738 под Windows 2000 -- не работает A3D и EAX. У нас такие проблемы не возникали... В любом случае, такая информация есть, и я считаю, что следовало о ней упомянуть (не в обиду, конечно Hercules).

Драйверы для Fortissimo открывают множество настроек: можно задать уровни для каждой колонки в отдельности, настроить эквалайзер, протестировать звучание и т.п. Интерфейс заслуживает отдельных слов: красивый, интуитивно понятный, одним словом, очень понравившийся.

Equalizer

А вот драйверы для Muse XL откровенно разочаровали. Никаких настроек, за исключением включения/выключения задней пары колонок, нет. Нет даже возможности настроить громкость передней и задней пары по отдельности, не говоря уже об эквалайзере. Ну, что поделаешь -- карта дешевая, стараться ради нее производителю судя по всему не хочется.

Изучение вопроса о качестве звучания проводилось следующим образом:

  • для выяснения общего качества звучания проигрывался саунд-трек с компакт-диска, а затем компетентное жюри высказывало свое мнение о качестве звучания в колонках наушниках;
  • для выяснения качества микширования 5.1 звука на 4 колонки проигрывался тестовый звуковой файл формата AC3;
  • качество реализации конвертора EAX -> Sensaura и A3D -> Sensaura изучалось в Quake (A3D), Half Life (A3D, EAX) и Unreal Tournament (A3D);
  • было измерено падение FPS в Quake при включении/выключении A3D;
  • для сравнения тоже самое было проделано на звуковой карте Diamond Monster MX300 на чипе Aureal Vortex 2.

Для оценки качества звучания использовалась акустическая система Creative FPS-1000, состоящая из сабвуфера и 4 колонок-сателлитов. Остановив выбор на ней, я исходил из таких соображений. С одной стороны, это далеко не hi-end, можно было подобрать гораздо более качественные колонки. Но с другой стороны, это наиболее вероятный выбор пользователя, который хочет получить довольно неплохой 4-канальный звук за 50-60 долларов. "Истинный меломан" вряд ли купит подобную систему, но и обе звуковые карты, рассматриваемые нами, не предназначены для "истинного меломана".

Качество воспроизведения CD


Не нужно быть обладать музыкальным слухом, чтобы ясно различить разницу в качестве звучания Fortissimo II и Muse XL. К сожалению, после Fortissimo II младшая карта -- Muse XL- выглядит (или может слышится? :-)) довольно посредственно. Качество явно "не то", и это поймет каждый, чьи уши еще не пострадали от медведей. Сколь-нибудь существенную разницу в звучании Fortissimo II и MX300 ни мне, ни компетентному жюри, уловить не удалось.

Downmix


Таблица, приведенная ниже, иллюстрирует то, каким образом AC3-сигнал раскладывается на 4 колонки проигрывателем PowerDVD 3.0. Наверное, стоит немного детальнее остановится на том, каким образом были получены эти данные. Тестовый AC3-файл представляет собой звуковую дорожку, в которой последовательно воспроизводится сигнал, предназначенный для левого переднего, центрального, правого переднего, заднего левого, заднего правого и низкочастотного каналов. Если проиграть эту дорожку, включив только одну колонку, можно определить, каким образом происходит микширование на один из каналов. Затем, использованная колонка отключается и включается другая колонка и так далее. Оценки выставлены по 5-бальной шкале, 5 -- самый громкий сигнал.

Muse XL Лев. перед. Центр Прав. перед. Прав. зад. Лев. зад. НЧ
Лев. перед. 5 5 3 2 2 4
Прав. перед. 3 5 5 3 2 4
Лев. зад. 0 0 0 0 5 0
Прав. зад. 0 0 0 5 0 0
 
Fortissimo II Лев. перед. Центр Прав. перед. Прав. зад. Лев. зад. НЧ
Лев. перед. 5 5 0 0 0 5
Прав. перед. 0 5 5 0 0 0
Лев. зад. 0 0 0 0 5 0
Прав. зад. 0 0 0 5 0 0
 
MX300 Лев. перед. Центр Прав. перед. Прав. зад. Лев. зад. НЧ
Лев. перед. 5 4 0 3 3 5
Прав. перед. 0 4 5 3 3 0
Лев. зад. 0 3 3 3 5 0
Прав. зад. 0 3 3 5 3 0

Как видим, каналы микшируется по-разному на всех трех картах. Какой из способов более правильный? Трудно сказать. 5+1 система предусматривает отдельный центральный канал, который отсутствует в 4-канальной системе. Мне кажется, что правильнее всех центральный канал компенсирует MX300. Зато с задними каналами лучше всех работает Fortissimo и Muse, в то время как MX300 что-то туда домешивает. Одним словом, я выводы делать не буду, каждый сможет их сделать для себя сам, исходя из приведенных данных.

Качество реализации EAX и A3D


Без особых проблем мне удалось добиться конвертации EAX и A3D вызовов во всех протестированных играх, поддерживающих эти API. Правда, по ходу действия вскрылись некоторые особенности. В частности, в Half Life при использовании A3D возникли проблемы -- периодически звук пропадал, были заметны искажения. Хорошо, что Half Life поддерживает также EAX -- переключившись в этот режим, я получил нормальный звук. Впрочем, у меня есть подозрение, что проблема кроется не в драйверах звуковых карт, а в самом Half Life. Я в эту игру не играю, поэтому не слежу за постоянно выходящими патчами и апдейтами. Но я склонен полагать, что выкачав нужный апдейт, можно добиться корректной работы Half Life в A3D. Просто я выбрал другой способ.

В Quake III, работающем через A3D, также не было замечено никаких проблем. Все завелось, как говорится, с "полпинка" и работало.

Единственное "но" -- во всех протестированных играх было слышно небольшое эхо. И в A3D и в EAX. При этом соответствующий эффект в настройках драйвера был выключен. Не знаю, в чем тут дело... В любом случае, эффект не сильный и общее впечатление практически не портит, просто на MX300, для которого A3D -- родное API, эха нет.

Что же до субъективных впечатлений, то я могу сказать вот что: "Трехмерный позиционируемый звук очень преображает игру". Я уверен, любители Counter Strike будут в восторге: если противник приближается сзади, то звук от его шагов исходит с задней пары колонок, если спереди -- соответственно с передней. Эффект налицо -- лично я безошибочно определял направление звука в Counter Strike. В Unreal Tournament и Quake III использование A3D несомненно делает геймплей реалистичнее: слышать, как ракета пролетела мимо и улетела куда-то в район задних колонок, а затем -- по коридору в сторону балкона, по началу даже непривычно. Рекомендую.

Падение производительности


Активация A3D в Quake III влечет довольно заметное снижение производительности. Думается, что если бы Quake работал напрямую с Sensaura, падение было бы менее разительным. Но как по мне -- овчинка стоит выделки, без A3D уже и играть как-то не хочется. Equalizer

Выводы


В целом обе карты, как мне кажется, полностью отвечают своему названию: GameSurround Fortissimo II и GameSurround Muse XL.

Muse XL, конечно, довольно проста и бесхитростна, и, если честно, скудность настроек в драйверах несколько портит впечатление. Да и розничная цена -- $30, на мой взгляд, несколько завышена. Правда, не стоит забывать, что это Hercules, а не китаец, склепавший карту на коленях, что внутри лежат наушники, что вместе с картой поставляется отличный набор софта.

А вот Fortissimo II -- это действительно хорошая геймерская карта, с добротными драйверами и неплохими настройками, на которой можно (и нужно!) играть в игры, смотреть DVD с качественным downmix на 4 канала, слушать музыку. К тому же, у Fortissimo предусмотрены оптические вход и выход, главное -- найти им достойное применение. Розничная цена - $50.

Звуковые карты Muse XL и Fortissimo II предоставлены компанией Entry

Выражаем особую благодарность компаниям K-Trade и Европлюс, оказавшим всяческое содействие в подготовке материала.


Реклама на InfoCity

Яндекс цитирования



Финансы: форекс для тебя








1999-2009 © InfoCity.kiev.ua