InfoCity
InfoCity - виртуальный город компьютерной документации
Реклама на сайте







Размещение сквозной ссылки

 

Снятся ли художникам электропалитры?

Головачев Андрей


Основной материал в сегодняшнем номере необычный. Помня про большой успех переводной статьи об истории Photoshop, я решил продолжить линейку авторских переводов главой из замечательной книги о мастерах Photoshop, никогда не издававшейся в России. В наличии был только скачанная демонстрационная глава из этой книги, мой вольный перевод которой я и предлагаю вам.

Джош Фаллон per se :)

"Я вижу творчество выдающихся мастеров
и чувствую, что мне бросают вызов создавать
изображения, которые в свою очередь будут
побуждать к творчеству других"


Джош Фаллон






До знакомства с Photoshop я был обычным студийным художником, а моими инструментами были кисти, краски, уголь и карандаши. Будучи студентом, я увлекался курсами скульптуры и керамики; так или иначе, до весны 1999 года в моем арсенале были только традиционные орудия традиционного художника. Так продолжалось до тех пор, пока я не обратил внимание на искусство графического дизайна, в корне изменившее мой стиль и методы работы. Название этой главы, Metamorphose (в оригинале - прим. перев.), имеет двойной смысл: это мой переход от студийных работ к графическому дизайну и название произведения Эшера (M.C. Escher), сильнее всех повлиявшего на мой стиль в дизайне. На следующих страницах я покажу вам , что вдохновляет и будет вдохновлять меня, а также раскрою роль Photoshop в моей творческой эволюции.

Рисунки для моей дипломной работы были представлены на большом полотне с фоном из мозаичного изображения ладоней.Мозаичный рисунок ладони Сегодня даже дилетант может создать этот эффект в Photoshop за несколько секунд с помощью фильтра Mosaic. Что же мне приходилось делать в те годы? Я брал карандашный набросок моей руки на листе А4 и рисовал поверх него замысловатую сетку, нумеруя каждую строчку и каждый столбец. На большом холсте я изображал точно такую же сетку. Затем я пользовался своей методикой, по которой цвет квадрата мозаики на холсте был тем светлее, чем меньше захватывал контур руки на рисунке соответствующую ячейку сетки. (Опытным читателям эта методика, возможно, напомнит компьютерный anti-aliasing векторных контуров при их растрировании - прим. перев.) Всего я использовал четыре яркостных градации синего. Весь этот трудоемкий процесс давал блестящие результаты, но был крайне неэффективным. Представляете, сколько времени можно было бы сэкономить, знай я о возможностях Photoshop!

Причина этого незнания была простой: я боялся компьютера и боялся признаться себе в этом. У меня совсем не было опыта работы в графических редакторах, поэтому моей естественной защитной реакцией было подавить свою любознательность и считать компьютер костылем для тех бедолаг, которые не могут выразить свои идеи дедовскими методами. Но в классе графического дизайна некоторые работы мне нравились. И, что гораздо хуже, я понимал: кое-какие эффекты я вообще не смогу повторить с помощью красок и карандашей. Это обстоятельство в сочетании с возрастающей популярностью Интернет в качестве всемирной бесплатной картинной галереи было слишком существенным, чтобы просто закрыть на него глаза.

Свой последний семестр в колледже я регулярно просиживал в компьютерных классах (но не в классах дизайна  - я не мог допустить такого позора!), изучая Photoshop методом "научного тыка" под видом необходимости распечатать свою бумажку. Протестировав каждый фильтр, каждый текстовый эффект и каждый инструмент в палитре, я благополучно прошел через стандартную для художника фразу "черт возьми, эти дешевые фильтры суть сплошной китч!", налепив на все мои изображения по меньшей мере три блика и один эффект замерзшего стекла... В первый год работы с Photoshop, я сделал из него посмешище для себя, но однажды осознал, что программа предлагает целый комплект возможностей, удачно дополняющих традиционные средства.

Прежде всего, я обнаружил, насколько удобен Photoshop для предварительного макетирования сложных композиций, которые я собирался рисовать на холсте. Особенно помогала возможность разместить все объекты на разных слоях одного файла, а затем играть с размещением и цветом, добиваясь идеального результата. До Photoshop я сделал бы в своем альбоме несколько эскизов моих новых проектов карандашом или ручкой, но я никогда не выходил за пределы простейшей визуальной расстановки элементов: никогда не экспериментировал с различными цветовыми схемами или альтернативными вариантами композиции. Я просто делал наброски до тех пор пока не был более или менее доволен результатом, затем хватался за кисти, бросался к полотну, а чуть позже смотрел, что же из этого вышло. Такой подход прекрасно работает у некоторых художников, но я заметил, что часто в разгар работы над проектом остаюсь неудовлетворенным изначальным выбором цветовой гаммы или расстановкой объектов, но уже не могу ничего изменить.

Хотя Photoshop целиком не заменил моих альбомов, с его помощью я сканирую готовые наброски и комбинирую их в одном файле со слоями. А импортировав исходную графику, я могу вдоволь играть с такими инструментами как цветовой баланс, тон/насыщенность и смеситель каналов для создания различных цветовых схем. Точно так же свобода работы со слоями позволяла мне варьировать композицию, добиваясь тончайших нюансов в размещении. То что раньше занимало с десяток страниц в альбоме теперь вмещалось в один "слоеный" документ Photoshop! Вскоре я обнаружил, что могу предсказать судьбу проекта, еще не открыв первый тюбик с краской...

Невзирая на свежеприобретенный опыт в графическом дизайне и все преимущества Photoshop, упомянутые выше, я не думаю, что он однажды заменит мои традиционные инструменты. Сейчас, скорее, это средство для финальной интеграции моих усилий в работе над композицией. Я до сих пор начинаю все проекты где есть работа для Photoshop (веб-страницы, печатные издания, цифровые иллюстрации) со старого доброго карандаша и бумаги. Просто с ними чувствую себя комфортнее.

Я уже говорил о том как Photoshop изменил процесс моего творчества. Но до сих пор ни слова не сказал о том, что меня вдохновляет - о работах художников, которые я постоянно анализировал в течение долгих лет становления моей карьеры. Я вижу творчество выдающихся мастеров и чувствую, что мне бросают вызов создавать изображения, которые в свою очередь будут побуждать к творчеству других.

Это кажется невероятным, но корни всей этой новомодной компьютерной графики в современном дизайне лежат, самое позднее, пятьюдесятью годами раньше нашего времени. Мой же любимый период в истории - позднее Возрождение. Прекрасные работы художников того периода пробуждают ощущение загадки и чуда, особенно полотна Леонардо да Винчи и Микеланджело. Современники считали этих двух мастеров ведомыми божественными силами: ведь они были способны осилить сложнейшие многолетние проекты. С благоговейным трепетом современники осознавали самоотдачу и неповторимый духовный порыв этих художников, воистину достойный подражания. У них я перенял способы передачи настроения через положение человеческого тела. Они оба были выше реалистичной подачи всех деталей и пропорций человека, часто жертвовали здравым смыслом, добиваясь визуальной эффектности. У них живой и богатый стиль, потому что они не просто передают бытие, но трансформируют его как считают нужным чтобы передать настроение.

Мастера эпохи Ренессанса умели донести до зрителя общую тональность картины, манипулируя с композицией. Например, руки, часто встречающиеся в моих работах, могут быть столь экспрессивными, и вряд ли во всем мире найдется более выразительного положения рук чем у Моны Лизы или Адама в сцене сотворения Человека на потолке Сикстинской капеллы.Фрагмент с руками из "Сотворения Адама" Микеланджело Анализируя эти полотна я сделал вывод, что композиция гораздо более важна чем точность изображения, и пользуюсь этим выводом по сей день.

Полагаю, художнику очень важно быть хорошо подготовленным, и нет стандарта выше, чем установил в свое время да Винчи, чьи методы работы поставили мое творчество с головы на ноги. Альбомы этого человека свидетельствуют: он был не только велики художником, но и архитектором, изобретателем, ученым. Так же как он, я пытаюсь заполнять свои альбомы образами, которые не могу просто так представить. Практически все мои работы начинались с набросков в блокнотах и проходили несколько стадий, чтобы стать полноценным художественным проектом.

Есть что-то загадочное в рисунках, которые украшают древние словари. Я часто обращаюсь к этим апокрифическим шедеврам из-за их двусмысленности, недосказанности. Выдранные из контекста словаря эти иллюстрации становятся потрясающими декоративными элементами, которые я часто сканирую чтобы позже включить их в свою композицию.

Так или иначе, сильнейшее влияние на меня оказало и творчество Эшера (1920 - ранние 60-е). Большинство его работ выполнены как гравюры на дереве и литографии - формы искусства, которые он воскресил, тщательно изучая старинные технологии. Визуальные парадоксы в работах Эшера так и напрашиваются к тому чтобы повторить их в Photoshop. В частности меня заинтриговала картина "Кровные узы", на которой изображены головы художника и его отца, оформленные в виде переплетающейся спиральной кожуры из плоти.Эшер. "Кровные узы"После непродолжительных экспериментов с масками Photoshop я понял, что легко смогу повторить этот эффект. Вскоре я начал изучать альбом с репродукциями Эшера, отмечая эффекты, которые мог бы позаимствовать. Они лежат в основе моего незаконченного проекта, который я назвал "Inspiration".

Особенно мне нравятся эффекты, которые представляют двойственную реальность, например, такие какЭшер. "Бельведер"на полотнах "Верхний и Нижний Бельведер", "Водопад", на основе которых я в настоящее время создаю свои работы. Чтобы добиться сходных результатов я буду использовать Photoshop для объединения нескольких фотографий. В этом деле труднее всего найти подходящее архитектурное сооружение, над которым можно будет от души поиздеваться с помощью инструмента Clone Stamp.

Больше всего в работах Эшера поражает его видение окружающего мира и своего искусства. Технически его работы безупречны, но особняком он стоит из-за своей уникальной способности создавать пародии на реальность, не нарушая при этом строгих законов природы и математики. Во вступлении к одному из своих альбомов Эшер пишет:

"...и наступил момент, когда мне почудилось, будто из глаз у меня метнулись точные линейки. Эшер. "Водопад"Я понял, что техническое совершенство перестало быть моей единственной целью.. В голову лезли мысли, не имеющие никакого отношения к моему искусству, идеи, которые настолько захватывали меня, что я горел желанием передать их другим людям."

Что касается меня, то перенос концепции проекта из головы на бумагу остается для меня самой увлекательной стороной графического дизайна, будь то дизайн интернет-страниц, печатных изданий или мультимедиа.

Теперь давайте перенесемся в XXI век. Сегодня лучшее место для поиска вдохновения - это Интернет, где соседствуют тысячи и тысячи дизайнерских портфолио, а в специализированных форумах можно свободно общаться со своими кумирами. Возможность такого общения, совместного обсуждения последних работ и обмена опытом трудно переоценить. Конечно же, у меня есть любимые сайты, которые я регулярно посещаю чтобы быть в курсе последних событий в мире дизайна и получать впечатления от работы моих коллег.

Теперь все увиденное в Интернет я пытаюсь представить в Photoshop. Захожу на chapter3.net, Onyro.com, WebAgent007.com и представляю огромные psd-файлы с сотнями слоев - нагромождения режимов наложения, корректирующих слоев и стилей. Но результат работы дизайнеров этих сайтов безусловно стоит потраченных усилий. Их стиль является объектом подражания множества одиночек, но далеко не у всех получается. Произведения такого масштаба ненадолго отвлекают меня от традиционных, строгих способов работы и как бы предлагают вволю подурачиться в Photoshop, изливая поток своего сознания на слои, формируя абстрактную композицию, на которую потом можно глазеть часами.

В буквальном смысле с другой стороны существуют сайты вроде CemGul.com, cmart.design.ru и Konstruktiv.net. У их создателей совершенно иное, мрачное вИдение дизайна, которое я отношу и к некоторым работам великих Мастеров Возрождения, упомянутых выше. Без сомнения, эти дизайнеры могут потрясающим образом вгонять зрителя в настроение чуда, тайны и даже ужаса. Некоторые из моих ранних рисунков тоже были довольно мрачными, и я имею все основания говорить о возможном воскрешении этого стиля в моем творчестве. В любом случае, если это случится, за консультацией я буду обращаться именно на эти сайты.

Оборотная сторона медали (строго говоря, лицевая) - гуру корпоративного дизайна, фирма Attik. Их портфолио обладает потрясающей способностью совершенно расстраивать всех дизайнеров - и при этом восхищать потенциальных клиентов. (На самом деле замечательный сайт. Представлены работы студии во многих жанрах - от рекламных плакатов и веб-сайтов до видеороликов и образцов промышленного дизайна - прим. перев.) Когда я в первый раз с арбузными глазами бродил по их портфолио, я усомнился в своей профпригодности... Больше всего меня восхищает способность этой команды смешивать грани корпоративного и экспериментального дизайна, поп-арт с трэш-артом, коммерцию с андеграундом. Очевидно, что эта студия сама формирует моду и двигает вперед корпоративный дизайн. Причем зарабатывает на своем искусстве неплохие деньги - среди ее клиентов можно встретить брэнды вроде Microsoft, Nike и Ford.

К сожалению, я лично не знаком ни с одним из упомянутых выше дизайнеров, но для меня они - образцы достойные подражания, если не сказать идеалы. Если вы хотите увидеть что-то на самом деле стоящее, сделанное в Photoshop, удостойте эти сайты своего внимания. Среди них вы наверняка найдете своего кумира: ведь выбирать есть из чего.

На столь пафосно-пошловатой ноте давайте перейдем к обещанной консультации по вопросу разрезания изображения на трехмерные спирали, как в моих "Кровных узах 2001" и "Спиральной руке". В этих работах я намеревался повторить "фирменный" эффект Эшера, используя сочетание обычной фотографии, карандашных набросков и мощи Photoshop.

Продолжение следует в следующем номере журнала. Такие эффекты мы сможете делать сами, прочитав окончание статьи:

Bond of Union 2001 Spiral Hand
Реклама водки "Абсолют"

НА ГЛАВНУЮ···»



(C) Головачев Андрей 2001 Adobe, логотип Adobe и Photoshop - торговые марки Adobe Systems Inc. Все права, которые можно нарушить, уже нарушены. У вас нет шансов нарушить их повторно. Тем не менее, при перепечатке материалов согласие автора обязательно. Просьба все жалобы и предложения направлять сюда: golovachev@mailru.com В течение трех дней вы получите ответ сервера, подтверждающий уничтожение вашего письма ;-)


Реклама на InfoCity

Яндекс цитирования



Финансы: форекс для тебя








1999-2009 © InfoCity.kiev.ua